Форвард Анатолий Рябко однажды полюбил пляжный футбол, но даже представить не мог, куда эта любовь приведёт. Украинский футболист несколько лет назад переехал в Москву, дебютировал в Суперлиге, но выйти на новый уровень долго не удавалось. Меньше двух лет назад он думал, что пора прекратить гнаться за мечтой и "заняться чем-то серьёзным", но переборол себя, остался и изменил судьбу.
Сейчас Рябко регулярно забивает за сборную Беларуси и тащит ЭЛМОНТ в Суперфинал чемпионата России. В интервью BSRussia он рассказал, почему решил сменить спортивное гражданство и что чувствовал во время матча с Украиной на турнире в Испании.
- Анатолий, до матча с ЦСКА у вашей команды было понимание, что эта встреча может стать определяющей?
- Матч с ЦСКА был очень важен, руководство поставило задачу обязательно добиться победы, поэтому мы настраивались максимально и очень рады, что в итоге справились. Надо быть реалистами: у ЭЛМОНТа были определённые трудности с подготовкой, белорусы тренировались в своём составе, россияне готовились отдельно. Нам не хватает сыгранности, так что пока мы можем что-то брать только за счёт бойцовских качеств и характера.
- Мало кто ждал от ЭЛМОНТа двух побед в первых трёх туров. Теперь хочется большего?
- У нас была установка взять минимум шесть очков на московском этапе. Здорово, что мы смогли уже за три матча набрать необходимый минимум. Но расслабляться никто точно не будет, у нас все ребята воины, я горжусь каждым игроком ЭЛМОНТа. Теперь будем делать всё, чтобы взять девять очков, а, если Бог даст, то и 12. Силы заканчиваются, но у нас коллектив боевой, я думаю, всё будет хорошо.
- Вы как-то говорили, что ваша игра сильно зависит от эмоционального состояния. Сейчас с этим всё в порядке?
- Да, я нахожусь на большом эмоциональном подъёме. Я чувствую, что сейчас для меня лучшее время в пляжном футболе. 2019 год недавно стартовал, а я уже получил шанс сыграть за «Спартак» на клубном Мундиалито, дебютировал за сборную Беларуси, а сейчас помогаю ЭЛМОНТу. Как-то всё удачно складывается. Пригласили тренироваться со сборной Беларуси – набрал форму и получил приглашение от «Спартака». Сейчас в Суперлиге лимит пропал, поэтому могу больше играть за ЭЛМОНТ. Тьфу-тьфу-тьфу, лишь бы не сглазить.
- ЭЛМОНТ в этом году сделал ставку на белорусских игроков, которые больше не считаются легионерами. Нет ли в этой связи недопонимания с российскими футболистами?
- У нас очень хороший сплочённый коллектив, все ребята переживают прежде всего за результат команды. Белорусские игроки прошли пять сборов с национальной командой, ребята молодые, готовы рвать и метать. Юра Петровский, Никита Чайковский, Артём Дрозд – это просто монстры! Понятно, что по функциональному состоянию они пока превосходят российских игроков, но клубный сезон только начинается, и я уверен, что все игроки ЭЛМОНТа ещё будут прибавлять и бороться за попадание в состав.
- Ещё зимой 2017 года вы выступали за сборную Украины, а в мае 2019-го уже сыграли за национальную команду Беларуси. Расскажите, как состоялся переход под другой флаг?
- Натурализация – распространённое в современном спорте явление. Я получил спортивное гражданство, которое даёт право выступать за сборную Беларуси. Я ещё несколько лет назад выступал в чемпионате Беларуси, получал индивидуальные награды. По окончании прошлого сезона тренер сборной Беларуси Нико предложил пройти сбор с командой. Мы не молодеем, мне уже 29 лет, поэтому я решил, что, если откажусь, то потом буду жалеть.
Рискнул, поехал на первый сбор. Сборы были адские. На второй-третий день приходишь в номер и думаешь: «На что я подписался? Может, лучше было остаться и дальше с детьми работать». На самом деле хочу сказать огромное спасибо Нико за тот фундамент, который он заложил на сборах. Уверен, каждому белорусскому игроку это пойдёт на пользу. И отдельно хочу сказать спасибо белорусской федерации пляжного футбола за предоставленную возможность реализовать себя и прекрасную организацию подготовительного процесса.
- А как выглядел переход с бюрократической точки зрения?
- Этим занималась федерация. Моё дело – играть и доказывать, что белорусская сторона не ошиблась, решив предоставить мне спортивное гражданство.
- Не думаете, что после отмены лимита будет много желающих последовать вашему примеру?
- Это непростая процедура. Тренер долго на меня смотрел, руководство тоже присматривалось. Я не все пять сборов работал идеально. Подходили руководители, отмечали, что я где-то сбавил, я начинал переживать, что больше не позовут. Нельзя же просто прийти и сказать: «Я хочу играть за сборную Беларуси». Это не так устроено. По мне принималось серьёзное коллективное решение.
- В первом же турнире в футболке сборной Беларуси вам пришлось играть против украинской команды. Косых взглядов не было?
- Я ни с кем из украинских ребят не портил отношения, со всеми здороваюсь, нормально общаемся. Не буду скрывать, что определённые опасения были перед матчем, но всё прошло хорошо, косых взглядов не чувствовал. Единственно, обидно, что проиграли. Тут надо понимать, что я бы с удовольствием играл за сборную Украины, но после того турнира в Иране ко мне никто не обращался. Никто не интересовался, как я тренируюсь, в какой форме нахожусь. Поэтому я и принял решение попробовать в другой команде. Если у кого-то есть вопросы, могут подойти ко мне лично, и я объясню свою точку зрения.
- Гимн Беларуси не пели, потому что ещё не выучили?
- Ещё не до конца знаю слова. Но не буду увиливать, я и украинский гимн никогда не пел. Я перед матчами концентрируюсь и выхожу на песок с мыслями об игре. Сейчас я выступаю за сборную Беларуси и испытываю большую благодарность этой стране за предоставленный шанс и веру в меня.