В своём третьем матче на чемпионате мира сборная России билась с Беларусью за выход в плей-офф чемпионата мира. Битва вышла жёсткой, нервной, напряжённой, но выиграла её именно наша команда. Любопытно, что при этом главному тренеру сборной Михаилу Лихачёву пришлось смотреть важнейшую игру с трибуны. За что его удалили в матче с ОАЭ, почему уже по ходу матча офицеры ФИФА просили тренера пересесть, как бороться с Бразилией без Макарова и Папоротного – не все эти вопросы Лихачёв ответил корреспонденту BSRussia.
- Михаил Викторович, как настроение после матча с Беларусью?
- Настроение хорошее. Радостно, что мы сумели, проявив недюжинные морально-волевые качества, выполнить задачу выхода из группы. Групповой этап в Парагвае складывался для нас непросто, как и вчерашний матч. Ребята молодцы. Они проявили характер и вырвали столь нужную для нас победу.
- За что вас удалили в матче с ОАЭ?
- После назначения более чем сомнительного пенальти в наши ворота при счёте 1:2 арбитром с Соломоновых Островов, я спросил главного судью матча из Аргентины, считает ли он такое решение правильным. Он лишь усмехнулся и совершенно неожиданно показал мне красную карточку. Я его не оскорблял и не высказывал претензий по поводу назначения пенальти, лишь спросил его мнение. Такое удаление – просто смешно.
- В матче с Беларусью за вами очень тщательно следили. Сначала вы сидели за воротами, потом вас попросили пересесть на вип-трибуну. А где по регламенту должен находиться дисквалифицированный тренер?
- Тут никаких вопросов нет. Комиссары ФИФА полностью соблюдали регламент соревнований и действовали в правовом поле. Изначально никто мне место на арене не обозначил. Единственное, где меня точно не должно было быть – это в спортивной зоне, то есть в подтрибунных помещениях, раздевалках, тренировочных полях. Я изначально сел за воротами, и где-то через 10 минут после начала игры ко мне стали подходить комиссары ФИФА и попросили пересесть. Видимо, они и сами до конца не представляли себе процедуру.
- Илья Леонов, который исполнял ваши обязанности, сказал, что ему даже наверх смотреть не разрешали – туда, где вы сидели. Он считает, что это давление и вмешательство в работу.
- Мы с Ильей очень давно знаем друг друга и готовы были справиться с любой ситуацией. Я очень рад, что он выдержал этот экзамен – матч чемпионата мира в качестве главного тренера. Это очень непросто, но мы выиграли.
- Как-то особо его напутствовали?
- Нет, мы работали в плановом режиме и всё, о чём договаривались, удалось выполнить.
- Какую установку на матч вы давали игрокам? Удалось ли им её выполнить?
- Выполнили процентов на 80. В большей степени они воплотили в жизнь те игровые идеи, которые им были предложены. Но в первом периоде с нашей стороны были просто катастрофические ошибки. В частности, ошибка, приведшая к первому пропущенному голу. Артур Папоротный отдавал передачу назад, не повернув голову и не увидев, что Олег Гапон был готов к перехвату. А третий гол с дальнего штрафного, который Иван Константинов исполнял? Подобные штрафные становятся для нас проблемой, хотя сами мы такие штрафные реализовать не можем. Это и дало сопернику фору, которую необходимо было отыгрывать. Но наши идеи работали. При нашем третьем голе была позиционная атака нашей условно второй четвёрки, которая завершилась голом Бориса Никонорова. Это именно то, о чём мы говорили.
- Счёт 1:3 заставил вносить корректировки?
- При таком счёте был очень важен фактор гола. Забиваем мы и возвращаемся в игру, забивают они – можно собирать чемоданы. Получилось, что мы отлично использовали стандартное положение, а Федя Земсков благодаря феноменальной координации забил фантастический гол. Такие голы увидишь нечасто.
- С чем связан выход с первых минут вратаря Павла Баженова?
- Мы понимали, что Максиму Чужкову нужен будет какой-то отдых, и решили, что лучше пусть это будет первый период. К счастью, наша задумка сработала, и Максим провёл пока лучший матч на этом турнире.
- Макаров и Папоротный по делу получили жёлтые карточки?
- Опять возвращаемся к обсуждению работы судей… На мой взгляд, Алексей Макаров вообще не нарушал правила в том эпизоде, за который его наказали. Там не то что карточку давать, там даже фол нельзя было фиксировать! Папоротному дали карточку за то, что толкался с соперником. Удивительно, что наказан был только Артур. Тогда либо обоим карточки показывайте, либо никому. Но что поделать? Разве что назвать этот чемпионат мира чемпионатом судейских ошибок. Мы общаемся с главными тренерами других команд, и все в один голос называют катастрофой то, что происходит с судейством. Я был на матче Парагвай – Швейцария, и там арбитры удивительно жёстким для меня образом обошлись с командой хозяев чемпионата мира. Тренер парагвайцев прислал мне видео с подборкой ошибок судей – это кошмар. И то же самое почти во всех матчах.
- Что сделать можно? Может какую-то петицию подготовить от всех тренеров?
- Мы 10 лет говорим об одном и том же, а ситуация только ухудшается. Но если раньше была горстка элитных арбитров, которые закрывали важнейшие матчи, то теперь их становится совсем мало. Те судьи, которые работают сейчас, не успевают за ходом и динамикой игры. Но итальянский арбитр Джионни Маттиколи, работавший на нашей игре с Беларусью, справился со своими обязанностями блестяще, не мешал играть футболистам, а это главное.
- Без Папоротного и Макарова с Бразилией будет сложно?
- Это колоссальная потеря! Но сдаваться никто не собирается. У меня есть план, как и что нужно сделать. Главное, чтобы ребята всё выполнили.
- Илья Леонов расценил шансы сборных России и Бразилии как 50 на 50. А вы что скажете?
- Я не буду оценивать шансы. Ребятам нужно самим поверить в свои силы. Португалец Педро Диаш, который входит в комитет УЕФА по пляжному футболу, сказал очень правильную вещь: «Если ты веришь, что можешь обыграть Бразилию, ты её обыграешь». За все годы, что я работаю в сборной России, мы выигрывали у Бразилии те матчи, когда верили в свои силы. Сейчас нашим парням вновь нужно поверить в это. Я верю в потенциал парней, в то, что они способны выйти в полуфинал.
- Судя по всему, в четвертьфинале весь стадион будет болеть против сборной России. В таких условиях мы с бразильцами ещё не играли.
- И не только полный стадион за Бразилию, а ещё куча штрафных и пенальти в их пользу. В матче с Нигерией даже при счёте 7:2 это продолжалось. Это же Южная Америка. Бразилия находится рядом с Парагваем, около семи тысяч бразильских студентов учатся в парагвайских вузах. Для нас это будет тяжёлый матч в логове леопарда (улыбается).
- В каком режиме команда будет готовиться к матчу?
- Поедем на стадион, проведём тренировку, потом собрание. Всё в плановом режиме.
- Парни пообещали выложиться на 200-300 процентов. А к чему будет готовиться главный тренер?
- К тому, что нужны нетривиальные решения. Именно их мы и попытаемся предложить бразильцам. Понятно, что немного тяжеловато будет в связи с ранним началом матча, но это данность, которую просто нужно принять.
- Бразильцы уже говорили, что без Макарова и Папоротного они нас легко обыграют. Могут ли они нас недооценить?
- Мы будем в это верить.