BeachSoccerRussia

Автор:

08.11.2017

Коста: пляжный футбол нуждается в сильной сборной России

Джилберто да Коста считает, что истинная мотивация заключается не в титулах. А ещё даёт советы сборной России и радуется решению ФИФА.

Перед церемонией «Звёзды пляжного футбола» в Дубае, венчавшей Межконтинентальный кубок и международный сезон, только в одной номинации интриги не было вовсе. Представить, что наставник сборной Бразилии Джилберто да Коста останется без награды «Тренер года», было просто невозможно. В интервью Beachsoccerrussia 40-летний специалист оценил значимость индивидуальной награды, раскрыл секрет мотивации своих игроков, поделился мнением насчёт сборной России, а также положительно оценил новость о продлении сотрудничества ФИФА и BSWW.

«Российскому пляжному футболу необходимы молодые игроки»

- Джилберто, вы ожидали, что финальный матч Межконтинентального кубка получится столь непростым для Бразилии?

- Финал всегда отличается от остальных матчей. Здесь на первом месте стоит результат. Если получается выиграть, показав при этом зрелищную игру, то отлично. Но так не может быть каждый раз. Перед финалом я сказал своим игрокам, что это будет уже четвёртая встреча с португальцами за последние семь месяцев, и они верят, что способны нас обыграть. Когда ты за короткий период несколько раз играешь с одним и тем же соперником, то досконально изучаешь его игру и начинаешь чувствовать уверенность. Наша команда не лучшим образом провела первый период. Думаю, это был наш худший первый период за два года. Команда нервничала, а я не понимал, почему. К счастью, уже со второго периода мы прибавили и смогли добиться победы.

- Что вы почувствовали, когда прозвучал финальный свисток в решающем матче с Португалией?

- Конечно, я был счастлив и начал праздновать победу. Но сначала, как всегда, проявил уважение к сопернику и поблагодарил тренерский штаб португальской команды за отличный матч. Сборная Бразилии снова выиграла, но я уже начал думать о следующем матче, следующем турнире. Может, я немного сумасшедший в плане тренировок, но мне нравится моя работа. Я люблю помогать игрокам становиться лучше, учить их.

- В России многие ждали матча нашей команды с Бразилией на этом турнире, но он так и не состоялся. Вам удалось посмотреть полуфинал Россия – Португалия?

- Да, я видел эту встречу. Могу сказать, что Бразилия нуждается в сильных соперниках. Мы хотим, чтобы сборные России, Португалии, Ирана и Таити, которые являются самыми сильными в мире на данный момент, были мощными и конкурентоспособными. Но в сильной сборной России мы заинтересованы в первую очередь, потому что у вас самый сильный национальный чемпионат в мире, где выступают лидеры сборной Бразилии. Я могу отметить два момента по игре российской команды. Во-первых, я бы хотел видеть более интенсивную и динамичную игру, хотя я очень уважаю стиль вашей команды и работу тренера. Во-вторых, российскому пляжному футболу необходимы молодые игроки. Речь идёт не о том, чтобы выгнать всех опытных футболистов, но приток молодых ребят позволит освежить команду. Я понимаю, что это сделать непросто, но вы можете дать им мотивацию в виде возможности играть с лучшими «пляжниками» планеты в национальном чемпионате. Это трудный вопрос, но его надо решать ради хорошего будущего вашей команды. Пляжный футбол нуждается в сильной сборной России.

- Как вам новое место проведения Межконтинентального кубка?

- Честно говоря, мне не нравится расположение новой арены. Никто не знает, где это. Я ездил в торговый центр, чтобы купить кое-что для моей дочери, так на обратном пути таксист потерялся и долго не мог найти стадион (улыбается). Это новый район, который только строится, так что даже местные жители не могут найти арену, не говоря уже о туристах. В выходные было много болельщиков, но вот в первые дни приходилось играть при практически пустых трибунах. Мне очень нравится атмосфера Межконтинентального кубка, организаторы заботятся о каждой мелочи. Но что касается арены, то прошлая мне нравилась больше из-за более удобного расположения.


«Звание «тренер года» поможет мне быть услышанным в Бразилии»

- Вы впервые в карьере признаны лучшим тренером года. Что для вас означает эта награда?

- Такое признание значит, что я двигался в правильном направлении в своей профессиональной жизни. Я вспомнил самое начало, 1998 год, когда я работал с детскими и женскими командами. За эти 19 лет я многому научился, было множество сложностей и счастливых моментов. Сейчас вспоминается всё, через что мне выпало пройти на пути к сегодняшнему дню.

- Помимо вас на звание «тренер года» претендовали Марио Наркизо и Мохаммад Миршамси. Серьёзные соперники, не так ли?

- Марио Наркизо мой большой друг, он тренировал сборную Португалии ещё в то время, когда я работал в Беларуси. Марио добился отличных результатов у руля португальской команды, потому что очень непросто работать с такими звёздами, как Маджер, Алан и Бельшиор. Необходимо вписать яркие индивидуальности в командную игру. Это непросто, но Наркизо удалось создать настоящую команду и привести её к победе на чемпионате мира. Что касается Ирана, то у них продолжительный и очень сильный национальный чемпионат, что позволяет тренеру получать достаточный объём информации при отборе игроков в сборную. Лично я как раз голосовал за Миршамси. Я принял такое решение, исходя из результата. Сборная Ирана выиграла чемпионат Азии и впервые в истории завоевала медали чемпионата мира.

- Признайтесь, вы заранее были уверены, что получите эту награду?

- Вплоть до самого начала церемонии я был сосредоточен исключительно на игре и старался не думать об этом вечере, об эмоциях от возможной победы. Конечно, результаты сборной Бразилии позволяли мне рассчитывать на эту награду, но я думал только о работе. Уже после объявления моего имени со сцены коллеги стали подходить и поздравлять меня. Не буду скрывать, что это приятно. Но главное, что данная награда, надеюсь, поможет мне быть услышанным у себя на родине. Когда ты продвигаешь какие-то идеи, будучи лучшим тренером мира, больше людей прислушиваются к тебе. Это не только честь, но и ответственность. Нужно как следует подумать, как я могу наиболее эффективно использовать этот шанс. Я хочу вдохновить как можно больше людей в Бразилии на занятия пляжным футболом и более профессиональное отношение к нашему спорту.

- А как вы оцените итоги голосования в других номинациях?

- Я полностью согласен с тем, что лучшим игроком мира в этом году стал Маурисиньо. Лучшим вратарём лично я бы назвал Мао, если говорить исключительно об игре в 2017 году. У меня есть сомнения относительно объективности попадания Ноэля Отта в символическую сборную сезона. Конечно, он классный и мастеровитый игрок, но в этом году, на мой взгляд, многие другие футболисты были лучше. Может быть, я не прав, но потенциал Ноэля гораздо выше того уровня, который он показал в этом сезоне.

- Насколько заслуженным, по вашему мнению, стал выбор Бориса Никонорова в качестве главной восходящей звезды года?

- Мы в сборной Бразилии обсуждали между собой, кто может получить эту награду, и Маурисиньо предположил, что она достанется Борису. Он отличный нападающий, который умеет много забивать, а для игрока его амплуа самое важное – голы. Я ещё перед началом чемпионата России-2017 сказал, что Борис способен проявить свои бомбардирские способности. Он не так молод, но начал выступать за сборную России только в прошлом году. Ему ещё есть куда расти в плане тактики и перемещений в атаке, но у него, определённо, есть потенциал для дальнейшего развития.


«В мире есть 10-12 сборных, способных обыграть Бразилию»

- За последние два года вы выиграли все возможные турниры. В чём заключается ваша мотивация на данный момент?

- Я всегда стараюсь отдать все силы и добиться как можно более высокого результата. Моя мотивация в том, чтобы вдохновлять игроков и помогать своей стране становиться более профессиональной в пляжном футболе. У нас до сих пор нет официального чемпионата Бразилии. Мы мечтаем, чтобы такой турнир появился, потому что большинство людей в Бразилии, несмотря на наши успехи, почти не знают игроков в пляжный футбол. Да, Бруно Шавьер и Мао достаточно популярны, но вот известность остальных гораздо ниже, а ведь это мировые звёзды первой величины. Думаю, создание чемпионата Бразилии поможет в решении этой проблемы. Сейчас в каждом регионе проходят небольшие соревнования, этапы чемпионата, но нам необходим единый национальный чемпионат. Надеюсь, что он появится уже в следующем году, но пока мы в ожидании окончательного решения.

- Некоторые российские игроки, выигравшие все титулы, отмечали, что столкнулись с потерей мотивации. Есть ли такая проблема у бразильских «пляжников», или они до сих пор голодны до побед?

- Сразу после победы на чемпионате мира я сказал своим игрокам: «Празднуйте, но уже начинайте думать о следующем матче». В спорте нельзя смотреть назад. Конечно, победы приносят радость, но после мундиаля на Багамах впереди был целый сезон. Я сказал ребятам, что если они расслабятся и подумают, что всё уже выиграли, то их сразу подвинут другие игроки. Я думаю, что мотивация заключается не в желании выигрывать титулы, а в стремлении к саморазвитию. Необходимо каждый день узнавать что-то новое, стараться показать свой максимум, помогать партнёрам по команде. Именно в этом и есть истинная мотивация.

- Сборная Бразилии выиграла уже 47 матчей подряд. Рано или поздно любой серии приходит конец. Не чувствуете ли вы дополнительное давление в связи с этим?

- Нет, это на меня не давит. Конечно, однажды этот день наступит. Сейчас в мире есть 10-12 команд, способных в одной отдельно взятой встрече победить Бразилию. Далеко не все из них могут выиграть чемпионат мира, но провести на максимуме конкретный матч и победить нас – да. Не думаю, что произойдёт катастрофа, я продолжу работать и стараться сделать нашу команду сильнее. Когда кто-нибудь нас обыграет – я смогу только поздравить эту команду (улыбается).

- Какой из матчей за эти два года был особенно сложным или волнительным для вас?

- Таких матчей было много. Прежде всего на ум приходит полуфинал Межконтинентального кубка-2016 с Россией. Мы выиграли 7:0, но перед матчем была нервозная и напряжённая атмосфера, потому что мы очень долго ждали этого момента. Несмотря на итоговый счёт, та встреча получилась трудной для нас. Если вы помните, ещё в конце второго периода мы вели только 1:0, и лишь затем бразильская команда стала контролировать игру и победила.

Ещё был очень тяжёлый товарищеский матч с Парагваем, по ходу которого мы проигрывали 1:4, но смогли совершить «камбек». И, конечно, нельзя не отметить четвертьфинал чемпионата мира с португальцами. Мы чувствовали груз ответственности, потому что в Бразилии, если ты проигрываешь в четвертьфинале, то ты проигрываешь всё. По ходу того матча мы вспоминали поражение от России в четвертьфинале чемпионата мира-2015, поэтому нам было крайне непросто контролировать свои эмоции. Я думаю, что наибольшее отличие нынешней сборной Бразилии от той, которая была два года назад, - это как раз психология. Сейчас мы значительно лучше справляемся с собственными эмоциями даже в самых трудных ситуациях.


«Зрелищная игра в атаке – часть нашей философии»

- Большинство тренеров всегда находят недочёты у своей команды, даже когда та побеждает. Есть ли, на ваш взгляд, слабые места у этой сборной Бразилии?

- Сейчас сборная Бразилии представляет из себя машину для игры в пляжный футбол. Мы знаем это, но необходимо продолжать упорно тренироваться и становиться всё лучше, разрабатывать новые тактические варианты. Наши соперники ведь тоже не стоят на месте, а работают, чтобы догнать нас. Поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Конечно, сейчас я чувствую счастье и удовлетворение, но при этом уже готов к дальнейшей работе.

- А в чём кроются резервы для прогресса сборной Бразилии?

- Прежде всего, надо постоянно продолжать поиск новых молодых игроков, потому что необходимо всегда смотреть вперёд. К примеру, Мао уже 39 лет. Он великолепный вратарь, потрясающе сыграл на чемпионате мира, но мы должны думать о том, кто его заменит. Он находится в хорошей физической форме, может сыграть на следующем чемпионате мира, но затем, вероятно, закончит карьеру. У нас есть молодой и перспективный голкипер Рафа Падилья, но нам нужно работать над прогрессом и его, и других молодых вратарей. В целом у нас молодая команда, которая может примерно в таком составе провести ещё один-два мундиаля, но уже сейчас необходимо думать о новом поколении, которое когда-нибудь придёт на смену нынешнему.

- Многие команды предпочитают прагматичный стиль игры, но сборная Бразилии не только добивается результата, но и показывает зрелищный футбол. Это часть вашей футбольной философии?

- Для нас тоже важны победы. Сейчас сборная Бразилии в первую очередь делает ставку на надёжную игру в обороне. Мы не пропустили ни в финале чемпионата мира, ни в финале Межконтинентального кубка. Но как только мы получаем мяч, начинается атакующая игра, в которой для нашей команды важно действовать не только результативно, но и зрелищно, доставляя удовольствие зрителям. Так что можно согласиться, что это действительно часть нашей философии (улыбается).

- Сборной Бразилии чаще всего приходится играть вдали от родных болельщиков. Насколько это тяжело?

- Мы играем в футбол в том числе ради болельщиков, поэтому нам очень важно делать зрителей счастливыми. Сборная Бразилии всегда стремиться показывать свои лучшие качества, чтобы болельщики были довольны увиденным. Да, на трибунах нечасто можно встретить бразильских болельщиков, но и люди из других стран, видя нашу страсть, начинают поддерживать нас.


«Мы рады, что пляжный футбол останется частью ФИФА»

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- В середине декабря нас ждёт международный турнир в Китае, затем у меня будут рождественские и новогодние каникулы. В январе пройдёт Кубок Бразилии, после чего мы приступим к подготовке к следующему сезону вместе со сборной.

- Сборная Бразилии перед Межконтинентальным кубком выиграла зону «Север» Южноамериканской лиги. Как вы относитесь к этому турниру?

- Это хорошее начинание. Южноамериканские команды получают возможность проводить больше матчей и добиваться прогресса в своей игре. Важно, что КОНМЕБОЛ принимает участие в развитии пляжного футбола в Южной Америке, организует соревнования под своей эгидой. Мы хотим, чтобы у сборной Бразилии была серьёзная конкуренция на континентальном уровне.

- На недавнем воркшопе в Дубае был поднят вопрос о регулировании переходов игроков. Какова ваша точка зрения?

- На самом деле это серьёзная проблема. Мне не нравится, что один игрок сначала играет в России, на следующей неделе выступает в Италии, затем в Португалии, а потом возвращается в Россию. Это делает пляжный футбол менее привлекательным для болельщиков. Например, Катарино и Маурисиньо в полуфинале Кубка европейский чемпионов играли за «Брагу» против «Локомотива», а уже на следующей неделе присоединились к «Локомотиву» в чемпионате России. Звучит как безумие. Я понимаю позицию игроков, но мы должны также учитывать интересы клубов и федераций. Согласен, что необходимо решать эту проблему, но, честно говоря, не знаю, как это сделать.

- На том же воркшопе было объявлено, что пляжный футбол останется под эгидой ФИФА. Насколько это радостная новость для вас?

- Конечно, это очень здорово. Пляжный футбол – молодой вид спорта, поэтому нам очень важно быть частью ФИФА. Может быть, футзал не так нуждается в ФИФА, но пляжному футболу необходимо развиваться под эгидой такой крупной федерации. Мы волновались, что если ФИФА откажется от пляжного футбола, то бразильская федерация футбола поступит также. Так что для нас это позитивный сигнал.


Источник: bsrussia.com