История знает немало примеров, когда звёзды большого футбола переходили на песок и добивались ярких успехов в «пляжке». Достаточно вспомнить Зико, Эрика Кантона или Марко ван Бастена. Норвежец Йорген Ялланд, несмотря на добротную карьеру, широкой известности не снискал, да и попадание в сборную Норвегии по пляжному футболу вряд ли можно назвать супердостижением, учитывая невысокий уровень конкуренции. Зато 39-летний футболист занимается любимым делом и искренне хочет популяризировать наш вид спорта у себя в стране. На этапе Евролиги в Белграде Ялланд пообщался с корреспондентом Beachsoccerrussia и рассказал много интересного про два сезона в казанском «Рубине», свои нашумевшие высказывания об участии в договорных матчах, путешествия по России, различия между нашими странами, любовь к Казани, переход в пляжный футбол и желание вернуться.
"Для развития пляжного футбола в Норвегии нужны стадионы и лига"
- Йорген, нашим читателям было бы интересно узнать немного о вас.
- Я из небольшого городка в Норвегии, в часе езды от Осло. После завершения карьеры в большом футболе я живу в Осло с женой и двумя дочерями. У нас с супругой сеть магазинов одежды в крупных городах Норвегии, кроме того у меня своя небольшая инвестиционная компания. Ещё у меня есть два брата, с которыми мы очень близки и стараемся проводить много времени вместе. Мне в этом году исполняется 40 лет, так что я очень старый футболист (смеётся).
- В пляжном футболе игроки вашего возраста не редкость.
- Да, я знаю, что на песке многие играют и после 40, хотя в большом футболе такого почти не встретишь. По окончании футбольной карьеры я попробовал поиграть в пляжный футбол и мне понравилось, потому что это очень весело и увлекательно. Конечно, есть своя специфика, различается техника. По песку бегать гораздо сложнее, чем по газону, поэтому устаёшь быстрее. Зато в пляжном футболе можно меняться по ходу игры, что позволяет перевести дух и восстановить силы. Плюс «пляжка» не так травмоопасна. Да, ты сильно устаёшь, но при этом телу не наносится такой вред, как в большом футболе. Так что это отличный способ весело проводить время и поддерживать хорошую физическую форму. В Норвегии пляжный футбол не так развит, поэтому мы все непрофессионалы и играем только ради удовольствия.
- А как и когда вы попали в пляжный футбол?
- Совсем недавно, это только мой второй сезон. Моему партнёру по команде в большом футболе Тому Кристофферссону предложили попробовать поиграть на песке, и он пригласил меня. На самом деле я слышал об этой игре раньше и сам хотел попробовать. Нам обоим очень понравилось, так что мы стали более серьёзно этим заниматься. Я сыграл в Евролиге и европейской квалификации чемпионата мира в прошлом году. Этап в Белграде – это лишь мой третий турнир в составе сборной Норвегии. Поэтому мне ещё многому предстоит научиться в этом виде спорта.
- Вы отметили, что пляжный футбол в Норвегии пока не слишком популярен. А каковы его перспективы развития?
- Впереди ещё очень много работы. У нас есть группа единомышленников, мы тренируемся и представляем Норвегию на международных турнирах, но для дальнейшего развития нам необходимо появление стадионов по пляжному футболу и организация, пусть небольшой, но национальной лиги. В отсутствие внутренних соревнований очень трудно готовиться к международным стартам, ведь никакая тренировка не заменит игровой практики. Думаю, нам надо начать с создания небольшой лиги в Осло, где бы смогли выступать команды из столицы страны и близлежащих городов, потому что именно в этом районе проживает много людей, которые любят футбол. Ситуация осложняется тем, что у нас очень короткое и холодное лето. Есть всего несколько месяцев, когда можно играть в пляжный футбол на открытых площадках.
- Есть ли у вас какие-либо личные или командные цели в пляжном футболе? Ради чего вы играете?
- На данный момент я просто наслаждаюсь игрой. Здорово, что я могу играть здесь на высоком уровне. Конечно, я хочу, чтобы пляжный футбол становился в Норвегии более массовым. Я считаю, что наши ряды могут пополняться за счёт бывших профессиональных футболистов. Я общаюсь с бывшими партнёрами из большого футбола, рассказываю им про своё увлечение, предлагаю попробовать себя в «пляжке». Чем больше ребят будут играть на песке, тем сильнее команду мы сможем создать. Кроме того, я стараюсь помогать в популяризации пляжного футбола, общаясь с представителями телевидения по вопросам освещения матчей. Но для этого нам нужно пробиться в дивизион А Евролиги. Также мы вместе пытаемся договориться о строительстве стадиона в Осло, но пока это только планы.
«Моими кумирами были Пол Гаскойн и Юрген Клинсманн»
- До перехода в «пляжку» у вас была заметная карьера большом футболе. Вы занимались футболом с самого детства?
- Да, я начал играть в футбол в возрасте четырёх лет. Правда, в юности я сделал выбор в пользу учёбы и отправился получать образование в Шотландию. Я не прекращал играть в футбол, но профессиональную карьеру начал только по окончании университета, когда мне было 22. После этого я в течение десяти лет играл на профессиональном уровне. Сначала выступал в различных норвежских клубах, потому два года провёл в России, в казанском «Рубине», а затем вернулся в Норвегию, где и играл до окончания карьеры.
- А какой профессией вы овладели во время обучения?
- У меня учёная степень по экономике, так что я должен был специализироваться на финансах, но играть в футбол увлекательнее (улыбается).
- Вы с детства мечтали стать профессиональным футболистом?
- Конечно, все мальчишки, играющие в футбол, мечтают стать звёздами. В то время бразильцы здорово выступали на чемпионатах мира, так что мы старались играть в бразильском стиле. У меня было много кумиров, но больше всего мне нравилась манера игры Пола Гаскойна. Он творил на поле невероятные вещи. Жалко, что его карьера закончилась так рано. Кроме того, мне импонировал Юрген Клинсманн. Он всегда выкладывался на 100%, что не могло не вызывать уважения и восхищения.
- Сейчас вы скучаете по времени, проведённом в профессиональном футболе?
- Одновременно и да, и нет. Мне очень нравилось играть в футбол. Конечно, мне не хватает участия в больших матчах, забитых голов и атмосферы настоящей команды. Но, в то же время, я наслаждаюсь своей личной жизнью. Мне нравится быть рядом с семьёй, иметь возможность путешествовать. Здорово, что теперь не надо постоянно ездить из города в город и жить в разных отелях перед матчами. Для меня никакой катастрофы в завершении карьеры нет. Я отдал профессиональному футболу 10 лет, и теперь пришло время заняться чем-то другим, открыть для себя новые горизонты в жизни. При этом я же продолжаю играть в футбол, пусть и не для тысяч зрителей на трибунах, но для самого себя. Футбол по-прежнему остаётся важной частью моей жизни. Я играю в пляжный футбол и в кейджбол (популярный в Норвегии вид футбола, где матчи проходят на небольшой площадке, со всех сторон обнесённой сеткой, что позволяет мячу всегда находиться в игре. – Прим. Beachsoccerrussia).
«Игра сборной России напоминает большой футбол»
- А какое впечатление у вас сложилось о сборной России по пляжному футболу?
- Мы играли с вашей командой в европейской квалификации чемпионата мира в прошлом году. Заметно, что у вас очень квалифицированные игроки. Думаю, стиль сборной России отличается от того, в котором стараемся действовать мы. Ваши игроки не так часто играют по воздуху, много бьют издали. Их игра больше напоминает мини-футбол или большой футбол, но она очень эффективна. Я считаю, что нам есть, чему поучиться у сборной России. Мне, как бывшему футболисту, было бы удобно играть так, как играют ваши игроки. Да, наши ребята не настолько мастеровиты, но определённые моменты в вашей игре мы вполне можем перенять.
- Многие считают, что пляжный футбол – это в большей степени шоу, чем серьёзный вид спорта. Вы согласны с этим?
- Я полагаю, что это прежде всего спорт. Основными элементами шоу являются эффектные удары через себя, но в пляжном футболе есть очень много приёмов и навыков из большого футбола. Здесь играют хорошо подготовленные в физическом плане команды, для которых на первом месте стоит результат. Так что это, определённо, спорт. Конечно, игра, особенно в исполнении лучших команд мира, как Бразилия или Португалия, радует зрителей фантастическими моментами, но они тоже выходят на площадку, чтобы побеждать. Просто у них это получается ещё и очень красиво.
- Какая команда, на ваш взгляд, является сильнейшей в мире на данный момент?
- Я видел вживую только европейские команды, поэтому мне сложно судить об уровне игры остальных сборных. Если выбирать среди команд с нашего континента, то наиболее сильное впечатление на меня произвели португальцы. Но есть несколько сильных сборных, способных бросить им вызов, включая и сборную России.
«Десять часов летели во Владивосток, проиграли и улетели обратно»
- Йорген, вы в течение двух лет выступали за казанский «Рубин». Какие впечатления у вас остались от России в целом и от Казани в частности?
- Я был поражён красотой Казани, а также её великой культурой и духом истории. Я до сих пор с теплом вспоминаю этот город. До того, как меня пригласили в «Рубин», я вообще не слышал о Казани. В 2005 году, когда я перешёл в чемпионат России, Казань отмечала тысячелетие. В этом городе по-настоящему сильны традиции, и это восхищает. Также за время жизни в России у меня появились хорошие друзья в вашей стране. Люди в Казани очень дружелюбные. Они кажутся немного закрытыми, в первые встречи сложно наладить контакт, но затем, когда вы узнаёте друг друга ближе, они раскрываются, ведут себя очень искренне и много шутят. Конечно, в основном я общался с партнёрами по «Рубину», мы разговаривали на английском.
- Вы выступали за команду из Татарстана, но при этом побывали в самых разных уголках России. Какой город запомнился вам больше всего?
- Конечно, мы видели Москву и Санкт-Петербург, но наша команда играла в разных городах. Я помню, как мы летели 10 часов на самолёте во Владивосток, и уже через 20 минут после начала матча проигрывали 0:2. В итоге мы уступили «Лучу-Энергии» и вернулись обратно. Это было очень долгое путешествие ради одного матча (улыбается). Вообще же просторы и природная красота вашей страны производят очень сильное впечатление.
- «Рубин» был единственным зарубежным клубом в вашей карьере. Насколько сильно Россия отличается от вашей родной Норвегии?
- У меня сложилось впечатление, что в Норвегии государство больше заботится о людях и создаёт для них все условия для комфортной жизни. В России социальные гарантии не на таком высоком уровне, поэтому граждане вынуждены больше надеяться на самих себя. У вас есть как очень богатые люди, которые могут позволить себе всё, что угодно, так и крайне бедные, чья жизнь очень тяжела. В Норвегии же большинство жителей страны находятся на одном материальном уровне, их стиль жизни не так сильно отличается друг от друга, как в России.
- А как бы вы описали Россию в нескольких словах?
- В первую очередь – большая страна. В Казани летом тепло, а зимой очень холодно, но зимний период мы проводили на тренировочных сборах в Турции и Испании, так что я не замерзал. Тем более я сам из Норвегии, где тоже очень холодно. Ещё одно слово: дружелюбность. Если ты знаком с людьми, то они очень дружелюбны к тебе. Это был очень интересный опыт в моей жизни.
- Я знаю, что вы немного разговариваете по-русски. Это так?
- Уже нет (смеётся). Когда я жил в Казани, то выучил несколько фраз и мог объясняться на русском в быту и в футбольной жизни. По возвращении в Норвегию я какое-то время учил русский язык, но потом прекратил, потому что весь остальной мир говорит на английском, и за пределами России мало кто понимает по-русски. «Я чуть-чуть по-русски говорить, немного. Через десять года я ничего по-русски говорить, много забыл» (говорит по-русски почти без акцента. – Прим. Beachsoccerrussia).
«Некоторые матчи в России были очень странными»
- Вы покинули «Рубин» в 2006 году, а в 2008-м команда стала чемпионом России. Вы следили за успехами бывших партнёров?
- Конечно! Я вернулся в Норвегию, но продолжал поддерживать связь с «Рубином», ведь там осталось много моих друзей. Я очень радовался за них, когда они выиграли чемпионат России два раза подряд и несколько лет выступали в Лиге чемпионов. В последнее время я почти не смотрю их матчи, но заглядываю в турнирную таблицу и вижу, что команда располагается не так высоко. Знаю, что в клубе многое поменялось, пришли новые игроки. Несколько лет назад у них сменился тренер, ушёл Курбан Бердыев, который был ещё моим наставником.
- В России он считается одним из лучших тренеров. Как вам работалось под его руководством?
- Это было настоящее удовольствие. Тренеры в Норвегии и России сильно отличаются. У нас тренер очень близок к команде, проводит с игроками практически всё время, а в России тренер - босс. Я не считаю, что это плохо, потому что в команде нужна некоторая дистанция между футболистами и тренером. Игроки всё-таки должны уважать наставника, иначе не будет дисциплины как на тренировках, так и на поле. Мне всегда нравилось работать с Бердыевым, потому что он отлично объяснял, чего хочет от команды в целом и от тебя конкретно. У меня остались только самые лучшие впечатления от игры за его команду.
- Спустя пару лет после вашего ухода из «Рубина» команда здорово выступала в Европе, победила «Барселону». Не жалеете, что ушли из клуба так рано и не добились вместе с ним таких потрясающих результатов?
- Я думаю, каждый хотел бы добиться столь серьёзных побед (улыбается). Конечно, было бы здорово стать частью этого грандиозного успеха, но это жизнь, у каждого своя судьба.
- Несколько лет назад вы сказали, что в России вам приходилось участвовать в договорных матчах. Это правда?
- Я не говорил, что это факт. У меня нет каких-либо доказательств, но некоторые встречи, в которых я играл, казались очень странными. Наверное, каждый футболист хочет играть честно и отдавать все силы ради победы. Когда возникает чувство, что твоей команде не дают победить, то это вызывает сомнения в честности игры. Мне сложно сказать что-то конкретное, но многие судейские решения были странными и давали повод усомниться в непредвзятости арбитров.
- Такие мысли возникают у многих футболистов, но далеко не все решаются рассказать об этом в прессе. Почему вы решили обнародовать свои подозрения?
- На самом деле не было никакого осознанного решения кого-либо обвинить. Одновременно со мной в чемпионате России выступал другой норвежец, Эрик Хаген, игравший за «Зенит». Спустя несколько лет после возвращения из России мы общались с прессой, и разговор как-то коснулся темы договорных матчей. Я просто сказал, что не исключаю, что был частью такого рода игр. Это лишь моё мнение, может быть, это просто были очень плохие судьи.
«Мои родители очень хотят побывать в России»
- Расскажите мне о ваших детях. Сколько им лет?
- Моей старшей дочке четыре года, а младшей – всего семь месяцев. Они очень милые, мне нравится быть рядом с ними всё время. Когда приходится уезжать, я сильно скучаю, тем более в таком возрасте каждый день в их жизни происходит что-то важно и интересное. Сразу после этапа в Белграде мы все вместе отправимся на летние каникулы, так что я с нетерпением жду этого (улыбается).
- Хотели бы вы вернуться в Россию, чтобы, возможно, показать нашу страну своей семье?
- Я бы с удовольствием вновь посетил Россию. Может быть, такая возможность представится мне уже в следующем году, когда ваша страна примет чемпионат мира. Мои родители очень хотят побывать в России, увидеть Москву и Санкт-Петербург, так что мы всерьёз обсуждаем возможность круиза из Норвегии в Санкт-Петербург, а затем и в Москву. Я часто бывал в Санкт-Петербурге с «Рубином», но у меня не было шанса как следует узнать город. Я хочу посетить его как турист, чтобы насладиться его потрясающей красотой.