Тренер сборной Мадагаскара Клод Баррабе на своём веку повидал много чего. Родившись на Реюньоне – острове в Индийском океане, принадлежащем Франции, он сумел пробиться в сборную Франции, провёл за неё несколько матчей, в частности, защищал ворота команды почти во всех поединках победного Кубка Европы для игроков не старше 21 года. Той команды, в которой много забивал будущий кумир миллионов – Эрик Кантона.
Баррабе играл против сборной СССР с Хариным, Масалитиным, Кобелевым, Цвейбой и Татарчуком и победил её, много лет защищал цвета серьёзных французских клубов – «Пари Сен-Жермен», «Брест», «Монпелье», а потом по приглашению Кантона пришёл в пляжный футбол. Так началась другая история Клода Баррабе, в которой он за полгода из никому неизвестной сборной Мадагаскара сделал сильнейшую команду на африканском континенте.
ХОТЕЛ БЫ ПРОДОЛЖИТЬ ПИСАТЬ МАДАГАСКАРСКУЮ СКАЗКУ
- Клод, почему вы решили уйти из большого футбола в пляжный?
- Я уже закончил играть в большой футбол и думал о том, чем заниматься дальше. У меня были варианты, но тут мне позвонил Эрик Кантона и сказал: «Клод, ты завершил карьеру игрока, давай играть со мной в пляжный футбол». Я тогда понятия не имел, что такое пляжный футбол, но Эрик ничего не хотел знать, сказав, что ему нужен голкипер и он меня ждёт. Это было в 2001 году. Я поехал и сразу же влюбился в пляжный футбол, в его атмосферу, в игру. Я родился на Реюньоне – это французский остров недалеко от Мадагаскара. Там всегда солнечно и я очень люблю солнце, а его в пляжном футболе много.
- Что случилось потом?
- Я некоторое время играл вместе с Кантона, а затем я вернулся домой, в Реюньон, и там начал развивать пляжный футбол вместе с Жереми Баскезом – сейчас это один из лидеров сборной Франции. В феврале этого года мне позвонил президент федерации футбола Мадагаскара и пригласил на разговор, сказав, что для него это очень важно. Там мне и предложили возглавить сборную Мадагаскара.
- Вы к этому моменту имели тренерскую практику?
- Я тренировал сборную Реюньона. В 2010 году организовал большой турнир по пляжному футболу, в котором приняли участие сборные Реюньона, Испании, Мексики, Мадагаскара, Италии. Тогда Россия ещё не была чемпионом мира, поэтому её не позвали (смеётся). Возможно, в следующем году я приглашу вашу команду принять участие в этом турнире.
- Какие цели вы ставили перед собой и перед командой на квалификационном турнире ЧМ-2015, который проходил на Сейшелах?
- Президент федерации делал серьёзную ставку именно на пляжный футбол, говорил, что в этом виде спорта больше шансов добиться успеха, чем в обычном. Конечно, я понимал, что чудес не бывает, что впереди ждёт долгая работа. Мы сыграли несколько товарищеских матчей с Южной Африкой дома и на выезде, а затем поехали на на Сейшелы, играть в квалификации. Никаких конкретных задач я перед командой не ставил, мы приехали просто поучаствовать, получить хоть какой-то опыт.
Первый матч был против Ганы, и я думал, что минимальное поражение для дебюта вполне сойдёт, но мы выиграли. После этого мне сильно захотелось выиграть и следующую встречу. Сенегал и Кот-д’Ивуар для меня всегда считались чем-то недосягаемым, примерно как Россия для всего мира, но мы победили и тех, и других, и выиграли квалификацию.
- Как отреагировали на ваше выступление в национальной федерации?
- Это было историческое событие. Теперь к игрокам моей сборной относятся как к звёздам. Что вы знаете о жизни в Африке? Мадагаскар – не исключение. Так вот, я думаю, что подарил мечту народу Мадагаскару. Люди восторженно рассказывали о нашей победе, для них это сказка, и я бы хотел продолжать её писать. Вот только после чемпионата мира у меня заканчивается контракт. Вчера в Эшпиньо приехал президент федерации футбола Мадагаскара, конечно, я возлагаю на его приезд определённые надежды (смеётся).
- Что стало основополагающим фактором для побед в квалификации?
- (Смеётся). Чтобы вы потом всё рассказали тренеру вашей сборной? Я думаю, что залог победы – это солидарность, сплоченность команды, трудолюбие, тактика, техника и то, что мы провели вместе на сборах два месяца. Это было важно и нужно для того, чтобы узнать друг о друге информацию. Это мой метод работы. Есть два метода: или ты орешь, или бесконечно разговариваешь с игроками. Я выбрал золотую середину. Мне нравится работать с мадагаскарцами, ребята очень развиты физически, очень техничны, а я, в свою очередь, работаю над их тактикой и психологией.
Очень важно работать с африканскими игроками в плане психологии. Именно этому до сих пор уделяю очень большое внимание. Я явлюсь дипломированным специалистом по психологии факультета Спортивного права и экономики в университете Лиможа, специализируюсь на управлении профессиональными клубами. Наш факультет так же заканчивали Зинедин Зидан, Оливье Дакур и другие звезды большого футбола. То есть, по образованию я и менеджер, и тренер.
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА МАДАГАСКАРЕ ЕДВА НЕ ОБРУШИЛ РЫНОК ПЕРЕВОЗОК
- Откуда вы набирали игроков в национальную команду?
- Все ребята играют на Мадагаскаре в своих клубах. Мадагаскар – большая страна, состоит из 22 департаментов, игроки являются представителями разных департаментов, в которых проводятся чемпионаты. Мне хочется, чтобы пляжный футбол развивался в каждом департаменте Мадагаскара. У меня очень много идей на этот счет.
- То есть, вы хотели бы продолжать работу со сборной Мадагаскара?
- Конечно, почему нет? Мне хочется продолжить работать со сборной Мадагаскара.
- А если вам предложат возглавить другую команду?
- (Смеётся). Возможно, всё может быть. Я готов рассмотреть любые предложения. А вот это вы как раз должны рассказать своему тренеру и в своей федерации (смеётся).
- Игрокам Мадагаскара платили премиальные за победу в квалификации?
- Ну как сказать? Думаю, что федерация дала по 400 долларов каждому игроку. Для игроков победа – это их заработная плата. Для людей, которые работают на Мадагаскаре среднемесячная зарплата, составляет 150 евро. В основном все работают в сфере обслуживания в отелях. Когда я со своими евро приехал на Мадагаскар и взял такси из аэропорта, мне сказали цену. 2 евро. Я переспросил: «Сколько? Это невозможно». И дал таксисту 10 евро. Меня потом страшно ругали, сказали, что это нормальная рыночная цена и своими десятью евро я обрушу весь ценовой рынок на острове (смеётся). Что делать, пришлось давать два евро. Мне нравятся жители Мадагаскара, потому что их отличат человечность. Я поехал в эту страну не для заработка, а за приключениями.
- На каком языке вы разговариваете с игроками?
- На французском. Мой помощник говорит и на французском, и на местном языке. 4-5 игроков хорошо понимают французский, остальные – нет. Я стараюсь учить их, специально пишу что-нибудь на французском, потому что для них самих это тоже очень важно. Ну и на универсальном языке футбола говорим, конечно (смеётся).
- Ваши игроки хоть раз бывали за пределами Мадагаскара?
- (Смеётся). Конечно! Они были в Марокко в 2011 году, а потом на Реюньоне и Сейшелах. Так что мир посмотрели (улыбается). В Европе все они первый раз, и вообще для каждого игрока такое длительное путешествие случилось впервые.
ЕСЛИ ПОБЕДИМ РОССИЮ – ЭТО БУДЕТ ФАНТАСТИКА
- Перед квалификацией у вас не было целей, а сейчас, на чемпионате мира?
- Цель есть - победить Россию (смеётся). У нас хорошая команда, но мы будем решать проблемы по мере их поступления. Сначала мы хотели победить Таити, и нам едва не удалось это сделать, а ведь Таити два года назад играли в полуфинале чемпионата мира. Теперь все мои мысли об игре с Россией.
- Давайте поговорим о предстоящем матче с Россией. Кого выделите в составе нашей команды?
- Голкипера Бухлицкого, он просто сумасшедший. В самом лучшем смысле. И ваш второй голкипер тоже очень хорош. Ещё «столб», Егор Шайков. Ещё ваш игрок под вторым номером, у него трудная фамилия. Ну и капитан вашей команды, Леонов.
- Вы знаете, что он играющий тренер одного из сильнейших клубов Европы и мира – «Локомотива»?
- Да, я знаю об этой команде. Они проводили сборы на Сейшельских островах, играли товарищеские матчи со сборной этой страны. Я общаюсь с бывшим тренером Сейшел – Бруно Малиасом. Я видел матчи России в Дубае в прошлом году, когда вы играли против Бразилии, и победили в группе, но проиграли в финале. Дмаю, что главная причина поражения – это удаление Бухлицкого в полуфинале. Ваш второй вратарь был хорош, но он не умеет играть ногами так, как Бухлицкий. Это очень важное качество для вратаря. Но я считаю, что у всех полевых игроков сборной России одинаковый уровень, это позволяет им безболезненно менять друга. Для меня ваши игроки, как машины.
- Не зря наша сборная имеет прозвище «Красная машина».
- (Смеётся) Да? Я не знал. Но тот, кто это придумал, был прав. Качество ваших игроков – взаимозаменяемость. В нашей сборной все не так, и если игрок вдруг просит меня о замене, я говорю: «Нет, нет, подожди своей очереди». Иначе мне придётся перестраивать всю игру. Поэтому если мы победим сборную России – это будет фантастика, а если проиграем, ничего страшного не произойдет, это будет ожидаемо. Хотя Россия начала тоже может проигрывать. Совсем недавно вы проиграли Италии в Баку.
- Но ведь мы потом выиграли у них финал, а это гораздо важнее.
- Конечно, но всё равно вас можно победить (улыбается). Кстати, я ведь уже обыгрывал сборную России, правда, молодёжную, по большому футболу. В 1987 году мы играли в отборочном матче чемпионата Европы в Москве. Победили – 1:0. Тогда ещё была сборная СССР? Ну, не важно, всё равно обыграли (смеётся). А если серьёзно - не буду скрывать: для меня сборная России по пляжному футболу является сильнейшей командой мира. У вас тренер очень хороший, уравновешенный. Мне очень симпатичен Лихачёв, прежде всего как человек.
- Где вы познакомились с Михаилом Лихачёвым?
- На семинаре для инструкторов ФИФА в Дубае, в прошлом году. Я ведь инструктор, как и он. Сейчас я также провожу курсы для франкоговорящей Африки – Мали, Джибути, Мадагаскар, Маврикий. Теперь я очень много знаю о пляжном футболе в африканских странах и привнёс в африканский футбол частицу Европы. Реюньон хоть и находится далеко в Индийском океане, но, тем не менее, является департаментом Франции. А вот те страны, которые я назвал, - это настоящая Африка.
ВМЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ «ПЛЯЖКИ» БУДУТ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ
- Вы до сих пор поддерживаете отношения с Эриком Кантона? Чем он сейчас занимается?
- Да, мы дружим до сих пор. Мы ведь знакомы ещё с того момента, как играли вместе в молодёжной сборной Франции, больше 20 лет. В 1988 году мы выиграли Кубок Европы в возрасте до 21 года. У меня дома есть большая фотография с Эриком Кантона на стадионе в Москве. Эрик и его брат Жоэль делает очень много для развития пляжного футбола во Франции, правда, сейчас там есть какие-то проблемы.
- Чем Эрик занимается сейчас?
- Он актёр, как и его жена. Они сейчас делают какой-то фильм. До того, как приехать в Португалию, моя команда провела недельный сбор в Марселе. Я виделся с Жоэлем, он мне рассказал о том, что они делают кино.
- Вы знаете, что Кантона рассматривался на должность главного тренера сборной России в 2010 году?
- Да, конечно. Я знаю, что с Эриком велись переговоры, потому что он звонил мне тогда и спрашивал, готов ли я ехать вместе с ним в сборную России, тренировать вратарей. Это было удивительное предложение, но Эрик не может сидеть на месте, он все время находится в движении.
- А вы хотели бы работать в России в качестве тренера?
- (Смеётся). Да, почему нет, все возможно. Я тогда специально пойду учить английский. Я в 20 лет переехал из Реюньона во Францию играть в футбол. В 30 я вернулся домой играть в пляжный футбол, спустя 10 лет я захотел вернуться во Францию, а попал на Мадагаскар. Все меняется в мире, так что ничего нет невозможного.
- Вы представляете свою жизнь без футбола?
- Без футбола очень сложно. Это как жена и дети, примерно такую же роль играет футбол в моей жизни. Это страсть. А пляжный футбол – удовольствие. Мне очень нравится пляжный футбол. Но я вот что вам скажу: сейчас все хотят, чтобы футбол стал профессиональным, но тогда сразу потеряется изначальная привлекательность "пляжки", когда много голов, ударов через себя.
Сейчас в пляжном футболе стало много тактики, потому что без неё не выиграть. Счёт 1:0 - это не пляжный футбол, а многие команды всё чаще стараются играть от обороны. Теряется смысл игры, а в пляжном футболе это голы. Много голов. Если наш спорт станет профессиональным и слишком тактическим, то зрители предпочтут смотреть фильмы по телевизору.
- Вы знаете, что нужно сделать Франции, чтобы её сборная снова стала одной из сильнейших в мире?
- Очень хороший вопрос. Я думаю, во-первых, нужен регулярный чемпионат. Нужно развивать региональные чемпионаты во всех департаментах Франции, например, в Бордо, в Нанте. Сейчас его там совсем нет. Нужно создать сильные местные чемпионаты, победители которых смогут играть в национальном первенстве.
И в каждом регионе сделать свою сборную. Национальная сборная должна ездить на сборы и много работать. Раньше было достаточно собраться за 20 дней, сейчас все изменилось. Все сборные много и упорно трудятся, чтобы приехать на турнир в боевой готовности и выиграть его. И Мадагаскар тоже проводил сборы, хотя моя команда – это не французы и, тем более, не русские. У нас нет столько денег. А было бы здорово собираться за месяц или два, и работать, работать…